Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в семье инженера строителя Алесандро Монтессори и Ренильды Стоппани. Поддерживаемая матерью, Мария пошла в школу, потом поступила в Политехнический институт Леонардо да Винчи, где оказалась единственной девушкой-студенткой. Затем она продолжила учиться в Медицинской школе при Римском университете. Несмотря на упорное нежелание ректора учить единственную студентку, издевательства со стороны студентов-мужчин и явную дискриминацию, Монтессори в 1896 году получила диплом и стала первой в Италии женщиной-врачом. В 1898 году Монтессори стала директором Ортофенической школы «для укрепления умственных способностей». Ей поручили воспитание “детей-идиотов”, от которых отказались родители, а государство, взявшее их под свою опеку не заботилось о них. Она разработала десятки пособий и требовала от персонала разговаривать с подопечными с полным почтением и даже проводить для них специальные уроки. В 1900 году на школьной олимпиаде в Риме ее воспитанники превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Мария Монтессори многое изменила и практически доказала, что даже умственно отсталые дети поддаются воспитанию и обучению, не хуже, чем нормальные. Все дело в подходе. Эта деятельность принесла ей успех в обществе, но она была вынуждена оставить пост в Ортофреническом институте и поступила снова в Римский университет, чтобы изучать там антропологию, психологию и педагогику. В развитие своих идей о развитии в январе 1907 года был открыт первый «Дом ребенка». В нем было 50 неуправляемых детей от двух до шести лет. У Монтессори появилась возможность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и педагогически запущенных детях. В 1907 году в Италии вышла ее первая книга, основанная на опыте и примерах «дома ребенка» – «Метод Монтессори». Через два года она была переведена на английский, русский и многие другие языки, сразу завоевав большую популярность в мире. После ее триумфальных лекций в Америке в 1913 году изобретатель телефона Александр Белл и его жена основали в Вашингтоне Образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой стала дочь президента США Вильсона. После этого и Европа наконец-то признала значимость ее дела. В 1922 году правительство Италии назначило ее государственным инспектором школ, после чего школы Монтессори получили государственную поддержку и дотации. Популярность метода Монтессори в Европе еще более выросла. К этому времени отношения Монтессори с фашистским правительством Италии окончательно испортились. Тоталитарной стране не нужны были свободные, самоопределяющиеся дети. В 1932 году Мария покинула родину и перебралась в Испанию, из которой ее выгнала гражданская война. Начало мировой войны застало ее в Англии, из которой ее интернировали как гражданина государства-противника. Годы войны она провела в Индии, где не только читала лекции, но и писала свои замечательные книги, обращаясь то к закономерностям развития ребенка от 6 до 12 лет («Космическое воспитание», «От детства к юношеству», «Развитие потенциальных возможностей человека»), то к развитию ребенка до 3 лет («Впитывающий ум»). Только в 1946 году Монтессори возвратилась в Европу, в Голландию, где и обосновалась штаб-квартира Международной Монтессори-ассоциации, основанной ею еще 1929 году Марию Монтессори принимали высокопоставленные люди, она была гостьей королевских фамилий и президентов. Во Франции в 1949 году ей вручили орден Почетного легиона за влияние на французское образование. Она вела активную международную общественную и педагогическую деятельность: пропагандировала идеи движения Сопротивления, участвовала в работе конгрессов в защиту мира, руководила «международным обществом Монтессори», которое создало сотни «домов ребенка» в разных странах, проводила специальные конгрессы. Ее мечтой было дожить до того момента, когда метод Монтессори распространится по всему миру. Монтессори стала всемирно уважаемым сторонником детского образования и до самой смерти в 1952 году, пропагандировала свой метод. После нее осталось много последователей, которые продолжают, и по сей день, воплощать в жизнь ее идеи. |