"Наша цель - не просто заставить ребенка понять, и еще в меньшей степени заставить его запомнить, но обратиться к его воображению, чтобы привести его в восторг до глубины души." Мария Монтессори. Ее система строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавлял Монтессори общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточнила выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом она осталась врачом и исходила из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывала биологическое значение и понимала под ней прежде всего независимость. Система Марии Монтессори уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Основным отличием метода Монтессори от традиционных идей воспитания является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Для этого ребнка “помещают” в подготовленную среду, которая имеет четкую логику построения и соответствует психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или наставника, как его называют в системе Монтессори, является помощь ребенку в организации своей деятельности в этой среде, для того, чтобы найти свой собственный, уникальный путь, реализовать свой творческий потенциал. Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводит к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Феномен педагогики Монтессори заключается в безграничной вере в природу ребенка, в стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность! Один из важнах моментов в педагогике Монтессори состоит в том, что учителя очень внимательны к детям и искренне уважают их работу, не общаются с ними свысока, нравоучительным и нудным тоном. В настоящей Монтессори-группе всегда присутствуют дети, педагог и специально подготовленная окружающая среда. |